Долгосрочная целевая программа
«Развитие образования Кораблинского муниципального района на 2012-2014 годы»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Кораблинского муниципального района на 2012-2014 годы» |
Заказчик Программы |
Управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области |
Разработчик Программы |
Управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области |
Ответственный исполнитель программы |
Управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области |
Исполнители программы |
Управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области и образовательные учреждения Кораблинского муниципального района |
Основания для разработки программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»; Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 22.12.2011 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Закон Рязанской области от 07.05.2009 N 47-ОЗ «Об образовании в Рязанской области» |
Цели и задачи |
Целями Программы являются: внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели муниципального образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина; обеспечение благоприятных условий для создания на муниципальном уровне единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях; повышение уровня безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования всем слоям населения независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка; Задачами Программы являются: реализация мер по достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа; развитие системы управления качеством образовательных услуг; поддержка инновационных направлений деятельности образова тельных учреждений; создание образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе развитие дистанционного образования детей-инвалидов; развитие форм выявления и поддержки одаренных детей; формирование единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; оказание финансовой поддержки образовательным учреждениям; совершенствование организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях; оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности; создание безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях обновление материально-технической базы школьных столовых и улучшение их санитарного состояния; обновление материально-технической базы медицинских кабинетов в соответствии с СанПиН; модернизация дошкольного образования как института социального развития с целью удовлетворения потребности населения района в услугах образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; обеспечение развития профессиональной деятельности педагогических работников |
Целевые индикаторы и показатели |
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой предлагается система следующих целевых индикаторов: удельный вес школ, в которых введены федеральные государственные образовательные стандарты; доля образовательных учреждений общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа; доля детей-инвалидов, охваченных моделями и программами социализации; доля детей дошкольного возраста (1 — 7 лет), охваченных всеми формами дошкольного образования; количество образовательных учреждений, имеющих статус экспериментальной площадки; количество учащихся, приходящихся на один компьютер; доля одаренных детей, включенных в муниципальную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; доля одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на районных, областных и всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах; удельный вес объектов образования, оснащенных современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности; удельный вес объектов образования, обеспечивших комплексную безопасность в соответствии с действующими нормативными документами; доля школьных столовых, оснащенных современным технологическим оборудованием; удельный вес школьников, охваченных горячим питанием |
Сроки реализации |
Реализация программы осуществляется в 2012-2014 г.г. |
Перечень Программ |
Программа состоит из пяти программ, характеризующих основные направления работы:
|
Перечень основных мероприятий |
Основными мероприятиями Программы являются: создание современной школьной инфраструктуры; проведение районных и участие в региональных олимпиадах, фестивалях, смотрах-конкурсах, конференциях, соревнованиях (научно-исследовательских научно-технического творчества; гуманитарных наук, историко-краеведческих; художественно-эстетического творчества, спортивных достижений, туристических); финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях и выполнение муниципального задания; оснащение образовательных учреждений охранно-пожарным оборудованием, средствами технической защиты от терроризма, их монтаж и наладка; оснащение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, знаками пожарной безопасности, индивидуальными устройствами спасения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания; приведение электросетей и электрооборудования образовательных учреждений в соответствие с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; приведение путей эвакуации образовательных учреждений в соответствие с требованиями норм и правил пожарной безопасности ремонт, укомплектование наружного и внутреннего противопожарных водопроводов образовательных учреждений, проверка работоспособности пожарных кранов и гидрантов; проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, тканей в образовательных учреждениях; оборудование подъезда и проездов с твердым покрытием к зданиям образовательных учреждений; установка и модернизация наружного ограждения, противопожарных дверей, защитных оконных элементов в образовательных учреждениях; оборудование зданий образовательных учреждений молниезащитой; совершенствование организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях; оснащение школьных столовых и буфетов современным технологическим оборудованием в соответствии с СанПиН, посудой, мебелью; оснащение медицинских кабинетов оборудованием в соответствии с современными требованиями организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений; создание дошкольных групп в общеобразовательных школах; организация оздоровления педагогических работников. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования составляет 7231 тыс. рублей, из них: 5093,3 тыс. руб. — средства областного бюджета 2137, 7 тыс. руб. — средства муниципального бюджета в том числе по программам:
|
Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели социально-экономической эффективности |
поэтапное внедрение современной модели реализации муниципального образования и развитие эффективных механизмов, направленных на обновление системы муниципального образования; соответствие муниципальной системы образования приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации; создание современной школьной инфраструктуры; повышение доступности качественного образования; внедрение в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях; развитие единой информационно-образовательной среды за счет интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования; развитие единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; обеспечение безопасных условий для обучающихся воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности; улучшение качества школьного питания. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Одним из условий успешности социально-экономического развития района и повышения благосостояния ее населения является модернизация и реализация современной модели муниципального образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
В системе образования района функционирует 25 образовательных учреждений. Несмотря на целый ряд положительных тенденций, сформировавшихся в системе муниципального образования за последние годы, существует ряд проблем, сдерживающих ее дальнейшее развитие. К ним относятся:
1. Отсутствие механизма поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Причинами этого являются:
1.1. Отставание муниципальной системы образования от приоритетных направлений социально-экономического развития страны. В настоящее время существует необходимость совершенствования и обновления системы муниципального образования в целом в соответствии с основными направлениями Президентской стратегии-инициативы «Наша новая школа» и требованиями инновационного развития экономики. Необходима реализация комплекса мер по обеспечению условий введения новых федеральных государственных образовательных стандартов и созданию современной школьной инфраструктуры.
1.2. Недостаточное развитие единой системы оценки качества образовательных услуг. В районе не совершенна пока система получения объективной информации о состоянии качества образования в образовательных учреждениях, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
1.3. Недостаточная поддержка инновационных направлений деятельности в образовательных учреждениях. Школа должна быть готова обеспечить детей возможностью раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в современном высокотехнологичном конкурентном мире.
1.4. Недостаточное развитие системы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, что негативно сказывается на таком показателе, как доступность качественного образования для всех слоев населения.
2. Недостаточное развитие единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Недостаток финансовых средств на поддержку и развитие талантливых детей ограничивает возможность участия одаренных детей района в областных и всероссийских мероприятиях.
3. Большое количество детей, нуждающихся в государственной поддержке и социальной защите.
4. Низкий уровень оснащенности образовательных учреждений современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения комплексной безопасности. Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение комплексной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и другими нормами пожарной безопасности (НПБ) образовательные учреждения относятся к объектам с массовым пребыванием людей, к которым предъявляются особые дополнительные требования защиты от пожаров.
5. Недостаточный уровень организации школьного питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. Охват горячим питанием составляет 96,5%. Вызывает серьезную озабоченность и состояние оборудования школьных столовых, в 60% из них оно не соответствует современным требованиям.
Реализация поставленных в Программе целей и задач позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств в соответствии с приоритетами региональной политики в сфере образования.
6. В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35 — 40 лет. У учителей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастают негативизм и усталость. По данным Научно-исследовательского института медицины труда РАМН, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются:
— внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели муниципального образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина;
— обеспечение благоприятных условий для создания на муниципальном уровне единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
— обеспечение государственной поддержки и создание благоприятных условий для полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в государственных образовательных учреждениях;
— повышение уровня безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов;
— обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования всем слоям населения независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка;
— поддержание уровня здоровья педагогических кадров, укрепление их физического потенциала.
Задачами Программы являются:
— реализация мер по достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
— развитие системы управления качеством образовательных услуг;
— поддержка инновационных направлений деятельности в образовательных учреждениях;
— развитие форм выявления и поддержки одаренных детей;
— формирование единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
— совершенствование организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
— оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современными комплексами инженерно-технических систем обеспечения безопасности;
— создание безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
— обновление материально-технической базы школьных столовых и улучшение их санитарного состояния;
— обновление материально-технической базы медицинских кабинетов в соответствии с СанПиН;
модернизация дошкольного образования как института социального развития с целью удовлетворения потребности населения района в услугах образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— обеспечение развития профессиональной деятельности педагогических работников.
Для достижения целей и решения поставленных задач предусматривается применение комплексного подхода и программно-целевого метода. Использование комплексного подхода предполагает разделение Программы на подпрограммы в зависимости от проблемного направления, что обеспечивает широкий охват проблемы программными мероприятиями, а применение программно-целевого метода, увязывающего мероприятия по срокам, ресурсам и исполнителям, создаст условия для максимально эффективного использования бюджетных средств в соответствии с приоритетами региональной и муниципальной политики в сфере образования.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в 2012 — 2014 гг.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 7231, тыс. рублей, из них: 5093,3 тыс. рублей — средства областного бюджета, 2137,7 тыс.рублей — средства муниципального бюджета, с учетом программам:
1. «Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области на 2011- 2015 годы», утвержденная постановлением главы администрации МО — Кораблинский муниципальный район №837 от 03.12.2010 г.
2. «Молодежь Кораблинского района на 2011-2012 годы», утвержденная постановлением главы администрации МО — Кораблинский муниципальный район №14 от 24.01.2011 г.
3. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в Кораблинском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением главы администрации МО- Кораблинский муниципальный район №165 от 26.03.2012 г.
4. Патриотическое воспитание детей и молодежи в Кораблинском муниципальном районе на 2012-2015 годы», утвержденная постановлением главы администрации МО- Кораблинский муниципальный район №179 от 27.03.2012 г.
5. «Развитие системы дополнительного образования детей в Кораблинском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением главы администрации МО- Кораблинский муниципальный район №171 от 27.03.2012 г.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии бюджетов всех уровней.
5. Система программных мероприятий
Программа состоит из пяти программ, характеризующих основные направления действия
6. Система управления реализацией Программы
Главным распорядителем и получателем бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы является управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области.
В реализации Программы предусматривается участие управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области, органов местного самоуправления муниципального образования и образовательных учреждений.
управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области выполняет следующие функции:
— осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям финансирования из муниципального бюджета мероприятий Программы и согласовывает их с заместителем главы Кораблинского муниципального района, координирующим вопросы социальной сферы Рязанской области;
— формирует проект мероприятий Программы на очередной год;
— осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы в процессе ее выполнения;
— подготавливает и представляет отчет главе Кораблинского муниципального района об исполнении программы по окончанию года;
— ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет состав исполнителей, целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, а также при необходимости вносит предложения о корректировке Программы либо прекращении ее выполнения;
— заключает соглашения с образовательными учреждениями на финансирование мероприятий Программы;
— ежегодно формирует перечень образовательных учреждений к финансированию по программе.
Исполнители мероприятий несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация муниципального образования — Кораблинский муниципальный район.
Управление образования и молодёжной политики муниципального образования — Кораблинский муниципальный район Рязанской области несет ответственность за реализацию Программы, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств.
7 Целевые индикаторы и показатели эффективности исполнения Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей Программы, которая приведена в приложении N 1 к Программе.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Основные результаты образовательной деятельности выражаются в отлаженном социальном эффекте, проявляются в увеличении интеллектуального и социально-экономического потенциала и сказываются на модернизации системы муниципального образования и всего общества в целом. Ожидаемые результаты представлены при помощи количественно измеримых целевых индикаторов и показателей (приведены в приложении N 1 к настоящей Программе) и следующих показателей эффективности от реализации мероприятий, которые не могут быть представлены в количественном эквиваленте:
— поэтапное внедрение современной модели муниципального образования и развитие эффективных механизмов, направленных на обновление системы регионального образования;
— соответствие муниципальной системы образования приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации;
— создание современной школьной инфраструктуры;
— повышение доступности качественного образования;
— внедрение в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях;
— развитие единой информационно-образовательной среды за счет интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
— развитие единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
— обеспечение безопасных условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности;
— улучшение качества школьного питания.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
«Развитие образования Кораблинского
муниципального района
на 2012 — 2014 годы»
СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Показатели |
||
|
|
2012 |
2013 |
2014 |
1 Удельный вес школ, в которых введены новые федеральные государственные образовательные |
процент от общего |
100 |
100 |
100 |
2. Количество образовательных учреждений, имеющих статус опорной школы |
число школ |
1 |
1 |
1 |
3. Доля образовательных учреждений общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» |
процент от общего |
100 |
100 |
100 |
4. Доля одаренных детей, включенных в |
процент от общей |
23,1 |
24,0 |
25,0 |
5.. Доля одаренных детей школьного |
процент от общей |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
6. Удельный вес объектов образования, обеспечивших комплексную безопасность в соответствии с действующими нормативными документами |
процент от общего |
72,0 |
80,0 |
92,0 |
7. Доля школьных столовых, оснащенных современным технологическим оборудованием |
процент от общего |
40 |
66 |
90 |
8 Удельный вес школьников, охваченных |
процент от общего |
96,5 |
97 |
98 |
9. Доля детей дошкольного возраста (1 |
процент детей |
75,8 |
78 |
80 |
1. Количество школьников – участников муниципального этапа Всероссийских |
количество |
182 |
206 |
230 |
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
«Развитие образования Кораблинского
муниципального района
на 2012 — 2014 годы»
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ
ПО РАСЧЕТУ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ,
НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПО ГОДАМ
И ПОДПРОГРАММАМ
№ п/п |
Наименование подпрограммы |
Источник финансирования |
Всего за три года (тыс.рублей) |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
|
«Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области на 2011- 2015 годы» |
Средства областного бюджета
Средства муниципального бюджета |
2838,7 |
2007,0
831,7 |
—
— |
—
— |
2 |
«Молодежь Кораблинского района на 2011-2012 годы |
Средства муниципального бюджета |
75,0 |
75,0 |
— |
— |
3 |
«Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в Кораблинском муниципальном районе на 2012-2014 годы», |
Средства областного бюджета
Средства муниципального бюджета |
3176,3 |
981,0
20,0 |
1030,2
30,0 |
1075,1
40,0 |
4 |
«Патриотическое воспитание детей и молодежи в Кораблинском муниципальном районе на 2012-2015 годы», |
Средства муниципального бюджета |
432,0 |
122,0 |
133,0 |
168,0 |
5 |
«Развитие системы дополнительного образования детей в Кораблинском муниципальном районе на 2012-2014 годы» |
Средства муниципального бюджета |
840,0 |
145,0 |
305,0 |
390,0 |
|
Итого |
Областной бюджет |
5093,3 |
2988,0 |
1030,2 |
1075,1 |
|
|
Муниципальный бюджет |
2137,7 |
1071,7 |
468,0 |
598,0 |
|
Всего |
|
7231,0 |
4059,7 |
1498,2 |
1673,1 |