Проекты воспитателя МДОУ д/с «Чебурашка» В.Н.Максимовой

 

ПРОЕКТ

«В игры с буквами играю – лучше их запоминаю»

 

Составитель и ответственный за реализацию:

Воспитатель первой квалификационной категории

Максимова Вера Николаевна.

Тема проекта: «Использование игрового материала на занятиях по обучению грамоте»

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным —

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

Творческое название « В игры с буквами играю — лучше их запоминаю»

Участники проекта: дети, воспитатели и родители.

Паспорт проекта:

По доминирующему методу — творческий

По характеру контакта — открытый

По характеру участия: ребёнок-участник

По продолжительности – долгосрочный

По предметному содержанию — обучение грамоте

По характеру контактов-контакт с семьёй.

По характеру охвата-фронтальный

Цель проекта:

Повышение мотивации воспитанников к изучению звуко-буквенного состава слова путём использования игрового материала.

Гипотеза:

Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

Задачи:

  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения

Принципы:

Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).

Принцип креативности (педагог поощряет активность детей).

Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем).

Принцип последовательности, доступности, систематичности.

Проблемный вопрос

Как повысить эффективность усвоения программного материала?

Педагогический прогноз

В результате использования игровых методов повысится активность детей на занятии и желание научиться читать

Механизм выполнения

Реализация данного проекта может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Технология реализации проекта

Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте

Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.

Выполнение заданий в вечернее время.

Проведение консультаций для родителей.

Посещение родителями занятий по обучению грамоте.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

  • Планирование по разделу «Обучение грамоте»
  • Изучение методической литературы по данному вопросу
  • Изготовление пособий «таблиц, карточек, игр»
  • Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте
  • Разработка диагностической карты по данному разделу
  • Консультации для родителей и воспитателей

Основной этап

  • Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте
  • Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала
  • Проведение совместных мероприятий с родителями
  • Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем

Заключительный этап

  • Проведение итогового контроля
  • Анализ результатов составление диаграмм
  • Обсуждение итогов совместно с учителем начальных классом и психологом
  • Отчёт о результативности на итоговом педсовете .

Методы и приемы

Обведение по контуру, штриховка, написание букв по точкам, в воздухе, на ладошке, на манке ,выкладывание букв из спичек, палочек, круп, шнурков, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение неправильно написанных и т. д.

Результативность

В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения,печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски.

Вывод

В результате использования игровых методов у детей повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.

 

Проект

«Весёлая азбука»

 

Пояснительная записка

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Нам хорошо известно, что развитие ребёнка в большой степени зависит от участия родителей, но в последние годы мы вынуждены наблюдать, что для многих родителей понятие «школьная готовность» заменилось понятием «умение читать». Родители чуть не с рождения начинают учить детей узнавать буквы, приобретая для этой цели всевозможную литературу и пособия, не всегда отвечающие требованиям методики обучения грамоте (это всевозможные «говорящие азбуки», компьютерные игры и программы, обучающие компьютеры и т. п.) . Потом мы слышим от родителей: «Ребёнок знает все буквы, но не может прочитать слог». Не всегда получается убедить родителей полностью доверить обучение грамоте детей специалистам, поэтому я решила привлечь родителей к совместной деятельности по обучению детей грамоте. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Весёлая азбука». К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Цель проекта:

 Обучение грамоте и подготовка детей к школе посредством совместного творческого взаимодействия с родителями.

Творческим результатом нашей совместной работы являются книжки-самоделки, о которых хочется рассказать.

В начале года на родительском собрании я познакомила родителей с программой обучения, особенностями работы, подробно обсудила с родителями предстоящую совместную работу, объяснила её цели и задачи. Также были рассмотрены имеющиеся у родителей азбуки и буквари и родители были нацелены на использование при обучении грамоте букваря Н. Жуковой.

На занятиях по обучению грамоте дети знакомятся со звуками, их характеристикой, учатся находить звук в словах, подбирать слова на изучаемый звук и т. д. Далее осуществляется знакомство с буквой. Для закрепления образа буквы проводятся игры: «На что похожа буква», «Узнай букву», выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, мозаики и т. д.

После изучения каждой буквы на занятиях, дома дети с родителями изготавливают одну страничку общей книжки, посвящённой изученной букве. Они заполняют свою страничку различным занимательным материалом: картинками, стихами, загадками, пословицами, скороговорками, короткими рассказами и т. п.

Творческая презентация.

В группе с помощью воспитателя происходит презентация своей странички. Ребёнок рассказывает, с кем делал страничку, загадывает остальным детям загадки, рассказывает стихотворения. После этого странички скрепляются в книжку, оформляется обложка и готовая книжка пополняет групповую библиотечку.

Все книжки хранятся в свободном доступе для детей, и они имеют возможность брать и пролистывать книжки в свободное время. Надо сказать, что дети берут эти книжки часто, находят «свои» странички, показывают их другим, прочитывают тесты, написанные печатными буквами. Также дети используют эти книжки в качестве атрибута в сюжетно-ролевой игре «Библиотека».

Рефлексия.

Я предложила родителям ответить на несколько вопросов, связанных с работой над проектом. Один из вопросов звучал так: «Что дала работа над проектом Вам и вашему ребёнку? »

Среди отзывов родителей были такие:

• Массу положительных эмоций

• Общение, контакт с ребёнком, интерес к знаниям

• Умение дружно выполнять работу

• Совместный труд, интерес к поиску материала

• Совместное чтение книг и общение

• Учит усидчивости, внимательности, старательности

• Более глубокие знания о буквах.

Вывод.

Я считаю, что такая совместная работа создаёт благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.