Авторская разработка воспитателя МДОУ д/с «Чебурашка» В.Н.Максимовой

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области

Авторская разработка воспитателя первой квалификационной категории

Максимовой Веры Николаевны

«Игры, упражнения, ориентированные на формирование и развитие фонетического восприятия и освоения звуко-буквенного анализа слов».

 

                                       Игры со звуками.

 Задачи:

     1.   Показать детям, что слова звучат, потому что они состоят из звуков,

что звуки в слове разные. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, упражнять в дифференциации звуков.

  1. Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать

фонематический слух, упражнять в четком произношении звуков, находить слова сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове.

  1. Научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять

детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

 «Кто больше?»

  Придумайте слова, начинающиеся с определенного звука, на определенную тему: овощи, фрукты, еде, одежда и т.д.

«Звук заблудился»

Найдите заблудившийся звук.

  1. Синеет море перед нами

Летают майки над волнами.

(Чайки. Звуки -м-ч-)

  1. Жучка будку не доела,

Неохота, надоело

(Булку. Звуки -д-л- )

«Озорные пословицы»

  В пословицу вкралась озорная буква. Найдите ее и назовите пословицу правильно.

Сашу (кашу) маслом не испортишь.

Трус (труд) кормит, а олень портит.

Крутится, как булка (белка) в колесе.

«Звериная лечебница»

    В большом городе построили ветлечебницу. Туда привозили больных животных, лечили их от болезней. На листе бумаги слева нарисуйте животных в названиях которых есть звук -л-, а справа- в названии которых есть звук -р-.

   Придумайте историю про этих животных: как они попали в лечебницу, кто им помог.

«Веселые точки»

  Жила-была точка. Она все время скучала, потому что она умела рисовать только круг, квадрат и линию. Но как- то  раз точка поняла, что она может прятаться в разных предметах. Она стала веселой точкой. Нарисуйте три точки на листе бумаги. Из первой точки нарисуйте предмет, в названии которого есть звук -ж-. Из второй-предмет, в названии которого есть звук -з-. Из тертьей-предмет, в названии которого есть звук -ш-.

        Придумайте с этими словами предложения.

  «Где звук?» или  «Бегите ко мне.»

 Вначале подходят дети, у которых звук вначале слова, затем в середине, в конце.

  «Эхо»

   Выделить и назвать первый звук

      а) в звукосочетаниях:

             АУ, АО, АИ.

      б)  в обратных слогах:

           АМ, АТ, АП.

       в) в словах:

           акация, аист, арбуз.

    (Звук можно брать любой)

«Будь внимательным»

  Будь внимательным, смотри-слова со звуком «М», «П», «Т» и т.д. назови и место звука в слове укажи.

  «Фишечный диктант»

   Перед детьми выложены фишки. Воспитатель произносит слово с определенным звуком. Если дети слышат этот звук в слове отставляется фишка. Следующий этап-проверка.

«Найдите одинаковый звук»

(По картинкам)

а) гусь, грач, книга, грабли

б) лыжи, жук, снежинка

в ) часы, чайник, часовой.

«Светофор»

   Дети должны указать заданный звук в словах и поднять синюю, красную или зеленую карточку.

«Скажи мягко»

ПА-ПЯ         ЛУ-ЛЮ           МО-МЁ               ТЭ-ТЕ

НА-НЯ         ДУ-ДЮ          ЗО-ЗЁ                ФЭ-ФЕ

 «Гласные звуки»

Ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова.

«Звенит, жужжит»

 Выбирается водящий, выходит из комнаты. Дети должны придумать по одному слову, в котором  есть звук «з» или «ж».

    Ведущий подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если ведущий слышит -з-, то он говорит «Звенит», если слышит -ж-, говорит «Жужжит». Оцениваются и ответы, и придуманные слова.

«Красный -белый»

 Педагог предлагает детям внимательно вслушаться и определить, в каком слове есть заданный звук, если в слове заданный звук есть, дети должны показать красные кружки, если нет-белые.

«Выбери лишнее слово»

          Из каждых четырех названных слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-маток-поток

«Скажи разным голосом»

Воспитатель предлагает ребенку сказать громко,  например: МЯУ (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и тому подобное.

  «Определи  слово»

  Педагог  дает ребенку два кружка- красный и  зеленый, если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное-красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН                ДАВАН                 АЛЬБОМ              ВИТАМИН

ПАМАН               ДИВАН                  АЙБОМ                МИТАВИН

БАНАН               БАВАН                  АНЬБОМ              ФИТАМИН

БАНАМ              ВАНАМ                 АВЬБОМ            ВИТАНИМ

«Назови первый звук»

  1. Утка, ухо, улица, ум, утюг, уголок, укроп, утро, уж, удав.
  2. Аня,  аист, арбуз, афиша, аптека, август, адрес, астра.
  3. Иван, Игорь, ива, игра, ишак, изба, ирис.

«Назови последний звук»

  1. Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, ручка.
  2. Окно, пальто, кино, крыло, давно.
  3. Лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты

«Новые слова»

 Предлагается слово, необходимо сделать из него новое. Замените в словах одну гласную другой, чтобы получилось другое слово. Например: белка-булка; рука-река. Теперь замените одну согласную букву другой: фара-пара, свет-цвет.

«Подбери слова к схемам»

с _  _,     _  _ с _,  _  _  _  _ с

 

«Подбери рифму»

Врач-грач; корона-ворона;   жук-лук и т.д.

                                                      

«Дополните слово»

Ужи (лужи); рот (крот); мех (смех)

 «Где звук?»

Определить позицию звук в словах: вначале, в середине, в конце.

«Угадайте слово»

Отгадайте слово из четырех букв, которое начинается со звука -м-, -н-.

«Закончи слово»

Бана ., бато., стака., сы ., сарафа..

«Наловим рыбки»

  «Удочкой» с магнитом дети «ловят» картинки с изображением предметов, в названии которых есть названный педагогом звук.

«Магазин игрушек»

Дети идут в «магазин», покупают нужную игрушку, определяют первый или последний звук в ее названии и отдают «продавцу» соответствующую букву (денежку).

Игра «Собери бусы»

 Дети нанизывают на ниточку бусинки только тех цветов, в названии которых есть названный педагогом звук.

 «Помоги почтальону Тишке»

  Собака Тишка несет подарки зверям к Новому году. Ребенок должен определить кому, какой подарок предназначен и объяснить  почему.    «Придумать рассказ»

 Все слова в нем должны начинаться с определенного звука. Например: Папа пришел. Потом пришел Петя. Папа и Петя поужинали.

«Путешествие героя»

Ребенку предлагается карточка. Самостоятельно ребенок выбирает героя, который будет «путешествовать». По инструкции воспитателя ребенок передвигает своего «героя» на нужное количество клеточек в указанном направлении. Если «герой» оказывается на клетке с картинкой- ребенок называет картинку, четко произнося звук вначале слова. Если «герой» оказывается на «пустой» клетке-ребенок самостоятельно придумывает слово с  заданным воспитателем звуком.

«Найди пару»

   Воспитатель раскладывает на видных местах картинки, в названии которых есть  звуки, близкие в артикуляционном отношении: (с-с’; л-л’) и т.д. надо взять картинку и найти пару с такой картинкой, чтобы в ее названии был парный звук (твердый-мягкий).

Игра «Телефон»

Дети передают друг другу слова с определенным звуком.

Игра «Маленькие и большие»

   Дети разбиваются на подгруппы. Большие комары поют песенку –ззз; маленькие-з’з’з’(пчелы, колокольчики и т.д.) Пары меняются местами, и игра продолжается.

  «Чудесный мешочек»

       Воспитатель говорит детям, что у него есть «чудесный сундучок». Если поколдовать, в нем можно найти разные предметы. В их названиях есть звуки –с-, -ц-, -ш-. Воспитатель просит детей выходить парами: один ребенок отгадывает предмет на ощупь, другой выделяет в слове звук и отвечает для чего этот предмет нужен.

  «Кузовок с загадками»

 Воспитатель приносит кузовок, в нм картинки-загадки. Педагог выставляет  картинки-отгадки. Просит обосновать ответы, говорит, что в картинках зашифровано слово и чтобы его назвать,   надо произнести первые звуки в названиях отгадках.

  1. Ношу на голове поля

      Но это вовсе не земля. (Шляпа)

  1. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)

  1. В воде мы живем,

Без воды пропадем (Рыбы)

                                         Слово-ШАР

     «Живые звуки»

    К доске выходят три ребенка, каждый будет обозначать один из звуков слова -дом-. Воспитатель предлагает выполнить задания. Звук –д- назови свою пару, -о- спой песенку, звук –м- хлопни в ладоши.

                                  Игры с предложениями

 Задачи:

  1.  Познакомить детей с предложением, делением его на слова и составлением его из слов.
  2. Учить составлять графическую запись предложения и анализировать его.

   «Дополни предложения»

Мама испекла вкусный……

Мальчик отправил………

Дети играют с ……. и т.д.

   «Предложение по схеме»

      Делается графическая запись предложений. Дети составляют по ней свои предложения.

  «Живое предложение»

   Даются предметы: ваза, чашка, платок. Дети называют свои предложения с этими предметами. Например: Лена купила вазу.

  «Запомни предложение»

   Воспитатель произносит несколько предложений, дети должны запомнить и повторить.

    «Составь предложение»

     Дети составляют предложения с предложенными словами на любую тему: о временах года, по сказкам, о себе, о цирке и т.д.

  «Продолжи  предложение»

«Учись читать книги, потому что ………..»

«Слова надо говорить громко, потому что ……..»

«Если я был бы волшебником, я бы ……..»

                        Игры,  дифференциацию образа букв.

 Задачи:

  1. Познакомить детей с буквами русского алфавита.
  2. Учить дифференциации образа букв.

 «Хлопушки-топотушки»

    На листе пять букв.

А-хлопки; С-топнуть ногой; К-фонарики; Е-стоят на одной ноге; Ш-прыжки.

     Воспитатель объясняет, какие действия дети должны выполнять на определенную букву.

    «Волшебники»

  Преврати одну букву в другую

З-В, К-Ж, Г-Т, П-Д.

    «Какая буква лишняя»

А А О А А

Н Н П Н Н

С С О С С

 «Чем различаются буквы и чем они похожи»

 Ц-Щ, Р-Ф, И-Й

 «Прочитайте слова»

  Шалунья-резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы.

 ( детям предлагаются слова, в которых одна или несколько букв не содержат какого-либо элемента)

 «От картинке к букве»

  Провести указкой от предметов к букве, с которой начинается название этих предметов.

«Начерти в воздухе буквы»

А, И, О, У, М, П и т.д.

   «Подбери такую же»

      К знакомой детям букве, выставленной на наборном полотне, нужно подобрать точно такую же.

 «Цепочка из букв и знаков»

Обвести в цепочке только буквы.

 А 1    Х, Ж,    ,     ,  Б, ?, В,     .

   «Буква в разных нарядах»

      а) В центре изображена печатная буква. Вокруг в виде хоровода расположена та же буква, но по разному изображенная. Дети рассматривают и делают  вывод, что это одна и та же буква.

  б)Детям раздают листы с контурным  изображением буквы. Педагог предлагает украсить букву по своему усмотрению.

   «Цепочки букв»

Обвести красным карандашом все буквы -А, синим -все буквы Л.

                                Игры со словами

      Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно называть разные слова, вслушиваться в их звучания, развивать фонематическое восприятие.
  2. Находить слова сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове.
  3. Вызывать у детей интерес к слову, словотворчеству.

  «Какое слово я задумала»

Про что можно сказать:

большая            мягкий                   деревянный

красивая          маленький            яркий

смешная           круглый                блестящий

  «Слова-друзья»

    Дети подбирают рифму к словам:

Врач-грач,  Корона-ворона,   Мышка-шишка,  Свечка-печка, Лук-жук,

Лак-рак, Дочка-ночка.

 «Доскажите словечко»

а) А водитель спозаранку

     Крутит круглую … (баранку)

б) Ты не бойся, это гусь

    Я сама его… (боюсь)

в) Я сегодня сбилась с ног

    У меня пропал…. (щенок) и т.д.

 «Прочитай только свое слово»

       Прочти слово, которое начинается на букву -З-

  СЫР, ИГРА, РАК, ЗУБ,  ТОРТ.

    «Словесный волейбол»

    Игроки встают в круг. Первый участник бросает мяч и называет при этом одно слово (мама) тот, кто поймет должен добавить подходящий по смыслу глагол.

«Найдите слово в слове»

  Машина (шина), бабочка (бочка). Смородина (сон, нос, родина), жаворонок (жар, кожа, корона).

 «Дружные слова»

   Выделите хлопками подходящие  действия с предметами.

Утка-плавает, ходит, летает, танцует, поет, клюет.

Машина-едет, стоит, спит, поет, кричит.

 «Найдите лишнее слово»

Заяц, волк, лиса, коза, медведь.

Липа, осина, береза, роза, дуб (по картинкам).

 «Наоборот»

  Дети называют слова, противоположные по смыслу.

Тихо-громко                 Белый-черный

Чисто-грязно                  Узкий-широкий

Высоко-низко                 Большой-маленький

 «Лесенка»

 Г О Л

Г Р А Д

Г О Р О Д

Г Л О Б У С

 «Назови полным именем»

 Лена-Елена                                   Маша-Мария

Лиза-Елизавета                            Настя-Анастасия

 «Думай голова»(Загадки-обманки)

    Загадки не простые, а в рифму, да еще обманки. Почему, сейчас поймете.

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает… (обезьяна)

 «Слова потерялись»

      Договаривание предложений приставочными глаголами. (по сюжетным картинкам).

 Ваня (подходит) к дому

 Ваня (переходит) улицу и т.д.

 «Кто больше придумает новых слов»

       Педагог называет какой-либо звук и просит детей придумать слова, в которых встречается это звук. Затем дети встают в круг, один из них бросает мяч. Поймавший должен сказать слово с условным звуком, и он получает фант. Тот, кто не придумал слова с условленным звуком или повторил, фант не получает. Выиграл тот, у кого больше фантов.

 «Слова-перевертыши»

     Один ребенок выходит из комнаты, а остальные загадывают какое-либо слово, зовут водящего и говорят: лок-кол, мод-дом.  Ведущий должен отгадать слово.

   Педагог следит, чтобы при перевертышах не допускались ошибки. Допустимы варианты: один загадывает-разгадывают всей группой.

 «Я слово-вы много слов»

   Педагог  называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов-предметов из этой группы.

  «Загадочный круг»

Пособие «Звуковые часы» (Изображения на индивидуальных часах разные)

Задания: 1. Произнесите названия изображенных предметов. 2. Вслушайтесь, как  звучат слова. 3. Найдите два слова-названия, сходные по звучанию. 4. Найдите двухсложные и трехсложные слова.

 

 

«Какое слово задумано?»

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это ромашка». Дети поправляют, выделяя звук.

 

  «Где твое имя, догадайся!»

     На прогулке воспитатель с детьми рисует несколько квадратов на земле, сообщает, что в них «спрятались» имена детей. В первом квадрате «находятся» те из них, которые в своем звучании имеют звук –к, а во втором — имена в которых слышится звук –м- и т.д.

 

                         Игры на освоение слогового анализа слов.

 

Задачи:

  1. Продолжать учить детей делить на слоги двух-трех сложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.
  2. Показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки следуют один за другим.
  3. Учить самостоятельно, подбирать слова с определенным слогом.

 

«Купи игрушку»

   Каждому играющему дается задание-купить игрушку, в названии которых два слога. Игрушки разложены на столе. Воспитатель первый покупает игрушку, он четко произносит ее название, затем делит его на слоги, определяет их количество.

 

«Что написал нам Петрушка?»

   Воспитатель говорит детям, что Петрушка прислал им письмо, в котором просит их выполнить несколько заданий со словами.

  1. Назвать птиц, в названии которых два слога, затем птиц, в названии которых три слога. Два слога: Галл-ка, чай-ка, го-лубь, ут-ка. Три слога: со-ро-ка, во-ро-на, си-ни-уа и т.д.
  2. Придумайте слова, которые по звучанию были бы похожи на те звукосочетания, которые даст педагог, получаются смешные стихи.

Ма-мо-му пойдем к кому?

               Ка-ку-ко

               Та-то-ты

 

«Молчанка»

    Дети делят слова на слоги, но не произносят их вслух, а показывают ответ на пальцах.

 

«Второй слог»

    Дети определяют второй слог в словах.

 

«Слоговое лото»

Дети составляют слова с заданными слогами. Например ба, -ба-тон, ба-ран, ба-нан. Ма,  Ма-ша, ма-ли-на. Ку, ку-лич, ку-бик, ку-зов.

 

«В слове слоги повтори и слово снова назови»

  Например: бу-сы (бусы), ко-сы (косы) и т.д.

 

«Прошагаем слова»

    Деление слов на слоги шагами.

 

«Слог за слогом»

     Первый игрок называет слово по слогам (ма-ма), следующий должен придумать слово последнего слога (Ма-ша, ша-ры, ры-ба и т.д.)

 

«Кто первый?»

   Игроки строятся вдоль стартовой линии парами. Первая пара: первый игрок произносит слог –са-, второй- должен назвать слово с этим слогом (са-молет). Делают шаг вперед. Если игрок не мог сказать слово, они остаются на месте.

 

«Слоги перепутались»

       ТА-МЕЧ             СЫ-КО                   ПА-ЛУ

       ТО-ЛО              КА-РЕ                   ЖА-ЛУ

Назовите слова правильно.

 

 «Угадай имя девочки или мальчика»

ВА-…. (ЛЯ)                       МАК-…. (СИМ)

ЛЮ-….. (ДА)                     И-… (ВАН)

 

«Один, два, три»

     У каждого ребенка по три карточки с 1,2,3 кружками. Воспитатель произносит слова,  дети поднимают карточку с таким количеством кружков, сколько в слове слогов.

     Попросить ребенка объяснить, почему он взял карточку с таким количеством кружков.

 

«Ты дирижер»

Ребенок должен разделить слово на слоги с помощью взмахов руки.

 

 «Телеграф»

         Педагог говорит: «Сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы по очереди будете передавать их в другой город.» первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двухсложные слова, затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова.

 

«Отстукивание слогов»

        Оборудование: барабан, бубен.

   Дети садятся в ряд, педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать  или отхлопать. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в этом слове. Победит тот, кто не сделал ни одной ошибки.

 

  «Что вокруг нас?»

   Дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть : мяч, куб, рак. Две части: цветы, часы, маски. Три части: картина, машина

 

«Отгадай слово»

  Воспитатель загадывает слово (лиса), говорит: «Начало моего слова -ли-». Дети подбирают слова с этим слогом,  пока не угадают слово (липа, Лида, лимонад, лимон).