Из опыта работы Кудинкиной Н.В. «Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

 

Групповой детский исследовательский проект «Злаки»

Проект разработала воспитатель Кудинкина Н.В.

Паспорт проекта

Вид проекта

Исследовательский, детский с участием родителей.

Тема проекта

 «Злаки»

Цель проекта

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,

интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения

проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи проекта

1. Через исследовательскую деятельность (опыты), через информативно — поисковую деятельность формировать представления о злаковых культурах, учить различать семена.

2. Пополнить знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий  и способах их приготовления в домашних условиях.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему, развивать мыслительную активность воображения, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

Образовательная область

Познавательное развитие детей.

Продолжительность проекта

Долгосрочный: 1 год.

Участники проекта

Дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатель, заведующий.

Актуальность темы

Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и, вместо того, чтобы

творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность  под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

   Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы

познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем

дошкольном возрасте.

   Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она

помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской

развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, выполнять работу до положительного результата.

Наблюдая за детьми на протяжении долгих лет, мы пришли к выводу, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами родители показывают пример неуважительного отношения к нему. Проект называется «Злаки» потому, что мы одновременно выращивали вместе с детьми пшеницу, овес и рожь. Дети сеяли их, ухаживали за ними, собирали урожай. Задач в проекте много, и они расписаны в каждом виде деятельности, но цель единая – воспитывать уважение к труду людей, участвующих в процессе выращивания и изготовления хлеба, а также бережное отношение к нему.

План реализации проекта

1.Создать ситуацию для мотивации начала проекта.

2.Разделить детей на две рабочие группы: 

— группу сбора информации;

— опытно-экспериментальную группу.

3. Каждому ребенку дать задание для обследования объекта исследования,

подключив к этой работе родителей.

4.Провести индивидуальные беседы с детьми по содержанию предстоящей экспериментальной работы.

5.Организовать  групповую презентацию исследовательского проекта «Злаки».

Ожидаемый результат

1. Расширятся знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий, о ценности хлеба.

2. Повысится познавательный интерес не только к молочному экспериментированию с мукой, водой, но и с другими продуктами питания. 3. Разовьется тяга к домашнему экспериментированию с продуктами.

4. Дети будут беречь хлеб и хлебобулочные изделия.

Продукты проекта

1. Фотоматериалы.

{gallery detsk-exp}

2. Видеоматериалы.

 

3. Описание опытов с мукой и результатами экспериментирования.

4. Стенгазеты «Я – исследователь!».

5. Проектная папка.

Оборудование

1. Семена 

2. Мука

3. Соль

4. Горшочки

5. Земля

6. Наглядный и иллюстративный материал

7. Фланелеграф

8. Лопатки

9. Посуда

Основные формы реализации проекта

1.Опыты по изготовлению муки из зерен, приготовлению соленого теста

2.Собранная информация о способах выращивания хлеба,

исторические сведения и фольклор о хлебе от информационной группы

исследователей.

3. Работа с фольклором

4. Презентация результатов экспериментирования со злаками и хлебом.

Тема: «Земля – наша кормилица»

Цель. Дать представление о том, что почва – верхний слой земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, песок, глина, камни, перегной). Учить формулировать выводы, закрепить знания о флоре и фауне родного края.

Предварительная работа. Рассказать о почве родного края. Посетить краеведческий музей. Познакомить с растительным и животным миром Рязанской области. Провести занятия «Подземные жители (крот)», «Свойства песка и глины».

Материал. Макеты «Горы», «Почва», «Слои почвы», земля, аквариум с водой, спиртовка, баночка с водой, блюдце.

Ход экспериментальной и исследовательской деятельности

Воспитатель. Сейчас я расскажу очень интересную историю о том, как образовалась почва на нашей Земле. (Дети стоят возле макета «Горы»), Вот так выглядела наша Земля много-много веков назад. На суше не было ни расте­ний, ни животных — только горы, скалы, реки, озера и моря. От жаркого солнца, сильных ветров, частых дождей горы постепенно разрушались, и их обломки скатывались вниз. Там они перетира­лись друг о друга (демонстрирует) и превращались в песок и глину. Первые растения и животные появились в воде, а когда животные выползали на сушу, то тащили за собой растения. Оказавшись на суше, растения перегнивали, смеши­вались с песком, глиной и камешками — образовывали почву, на которой могли развиваться другие растения. Некото­рые растения росли наполовину в воде, а их цветы как будто плавали на ее по­верхности (показ картинок). Когда у них появлялись семена, ветер подхва­тывал их и разбрасывал по суше. Семе­на, попадавшие на камни, погибали, а те, что перемешивались с остатками сгнив­ших растений, песком, глиной и камня­ми, прорастали. Потому, что это была уже почва. Затем на почве появились другие растения, от которых через некоторое время опять образовывался перегной, — так слой почвы увеличивался, становился толще. Что же такое почва? Это плодородный слой земли. Вот вы и узнали, как на нашей планете появился плодородный слой земли. На его образование ушли тысячи лет. Почва образуется очень медленно, а вот разрушиться она может быстро. Там, где люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почему? Потому, что растения укрепляют почву своими корнями, защищают от потоков воды, а листвой оберегают от сильного ветра. Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет.

Что находится в горшочках, где растут растения в уголке природы? (Почва, плодородный слой земли) А из чего эта почва образовалась? (Из песка, глины.) Давайте обследуем почву, проверим, действительно ли в ней есть песок, глина, камни, перегной. Может быть, еще что-нибудь? Помните, мы бросали землю в воду? Что появлялось на ее поверхности? (Пузырьки воздуха)

Опыт 1

Давайте повторим этот опыт. (Дети осторожно бросают землю в воду, комментируют происходящее) Вывод: в земле есть воздух. А что упало на дно аквариума вместе с землей? (Камешки.) Значит, в земле есть маленькие камешки.

Опыт 2

Чтобы узнать, что еще есть в почве, давайте нагреем ее. Смотрите: на металлической крышке земля, нагреваем ее, а над ней держим блюдце (предварительно его показывают детям: оно сухое). Появляются дым и не очень приятный запах, а на блюдце — капельки воды. Она испарилась из почвы. Вывод: в почве есть вода. А неприятный запах — это сгорел перегной, который состоит из остатков растений.

Опыт 3

Давайте продолжим нагревать почву, чтобы увидеть, что произойдет дальше. Изменился ли цвет почвы? Каким он стал? (Светлым.) Это произошло потому, что сгорел перегной, который и при­дает плодородному слою темный цвет.

Опыт 4

Если прокаленную почву высыпать в воду, что произойдет? На дне осел пе­сок и немного глины. Зачерпнем ложеч­кой осадок, рассмотрим его под лупой. Вывод: в почве есть песок и глина.

Воспитатель (подводя детей к ма­кету «Почва Рязанского края»), Вспомним и перечислим, что же мы нашли в почве. (Ответы) Корни растений дышат воз­духом, который содержится в почве, всасывают из нее воду и перегной. Поч­ва, как мы уже знаем, — это верхний пло­дородный слой земли. А под ним – слой песка, глины и камней (показывает ма­кет «Слои Земли»).

Сегодня мы узнали, что плодородный слой  кормит и человека, и животных. Можно ли говорить, что Земля —  наша кормилица? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что вы расскажете о нем своим родителям?

Тема: «Песок и глина — наши помощники»

 Цель. Дать представление о свойст­вах песка и глины, о том, как человек использует их. Научить лепить из гли­ны элементарные предметы. Закреп­лять умение делать простейшие умоза­ключения, доказывать свою правоту. Формировать понятие о том, что песок и глина — это полезные ископаемые.

Предварительная работа. Вспом­нить о том, как дети играли в песочни­це в солнечную погоду и после дождя.

Форма организации. По подгруп­пам.

Материал. Песок и глина разного цвета, стеки, тетрадные листы, песоч­ные часы, бумажные трубочки, каранда­ши, лупы, банка, кружка, резиновая тру­бочка.

Ход экспериментальной и исследовательской деятельности

Мы пришли в лабораторию. Нас ждет много нового и интересного, мы сделаем немало открытий. Что вы видите на столе? (песок, глина) Песок и глина – это полезные ископаемые.

Опыт 1

Возьмите песок в руки и аккуратно насыпьте его на бумагу. Легко ли сып­лется песок? А теперь возьмите глину и попробуйте ее насыпать на бумагу. Что легче сделать?  (Легче насыпать песок.) Верно, песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А как сыплется глина? (Комочками) Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени? (Ответы) Что у меня в руках? (Песочные часы) Когда песок из одной емкости пересып­лется в другую, пройдет одна минута. (Демонстрирует, засекая время.)

В этих часах песок пересыпается за 5 минут. Как вы думаете: можно ли сде­лать глиняные часы? Почему нельзя?

Опыт 2

Возьмите палочку и попробуйте вотк­нуть ее сначала в ванночку с песком, по­том — с глиной. Что происходит? (Сухая глина твердая — палочку в нее вотк­нуть трудно; а песчинки палочка легко расталкивает: не держатся друг за друга.) Верно, а сейчас мы проделаем еще один опыт.

Опыт 3

Возьмите бумажные трубочки, вло­жите в них карандаши, засыпьте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показывает). Вытаски­ваем сначала карандаш, затем через не­которое время трубочку. Она помялась? (Ответы.) Почему не помялась? Верно, песчинки образуют предохранитель­ные своды. Вот почему насекомые, по­павшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Помните, мы рассматривали через лупу камни? Вы хотели бы так же рас­смотреть песок?

Опыт 4

Как выглядят песчинки? (Маленькие, круглые, полупрозрачные, похожи на зернышки.) Похожи ли песчинки друг на друга? (Ответы) Рассматривают глину сначала в комочках, затем в виде порошка. (Ее пылинки намного меньше песчинок) Вывод: песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель (показывает картину с изображением пустыни). В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь – выползают целыми и невредимыми. Помните опыт с бумажной трубочкой? Она ведь тоже осталась невредимой. Когда у нас в Воркуте поднимается ветер, начи­нается пурга, метель, а когда поднимается ветер в пустыне — песчаная буря. Хотите, устроим бурю в трехлитровой банке?

Опыт 5

Банку надо положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крыш­кой, в которую вставлена резиновая тру­бочка. Через нее воспитатель с силой вдувает в банку воздух. Внутри нее созда­ется «ветер». Что происходит с песчинка­ми? С кусочками глины? Почему? Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прили­пают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелые. Почему при сильном ветре неудобно играть с пе­ском? Что можно сделать с песком, что­бы можно было играть с ним и при силь­ном ветре? (Хорошо смочить.)

Опыт 6

Каждый ребенок в своей банке смачи­вает песок. Каким он стал на ощупь? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла во­да? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) По­пробуем воткнуть палочку в мокрый пе­сок. В какой песок она легче входит – в мокрый или в сухой? (Ответы) Нальем воду в стаканчик с глиной. Как она впи­тывается — быстро или медленно? (Мед­ленно, медленней, чем в песок.) Часть во­ды остается на глине. Воспитатель выли­вает воду в песок и глину, чтобы было на­глядно видно, где вода впитывается быс­трее. Смачивает песок в трехлитровой банке, пробует снова сделать «бурю». Де­ти наблюдают, делают умозаключение о том, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. (Песок может сохранять форму, но лепить из него нельзя, а из глины можно.)

Опыт 7

Попробуем вылепить дождевого чер­вя из песка, а затем из глины. Как вы ду­маете, что произойдет с червями, когда они высохнут? (Ответы) Когда наши дождевые черви высохнут, мы раскра­сим их. Что вам понравилось на занятии больше всего? А в следующий раз мы уз­наем много нового о дождевом черве.

 Тема: «Этот удивительный воздух»

Цель. Расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно-следст­венные связи на основе опытов, дать представление об источниках загрязне­ния воздуха. Формировать желание заботиться о его чистоте.

Предварительная работа. Беседы о     воздухе, знакомство с некоторыми его свойствами в опытнической дея­тельности, наблюдение на прогулке за дымом из заводских и фабричных труб, из выхлопных труб автомобилей.

Форма организации – по подгруп­пам.

Материал. Пластиковая бутылка без дна, воздушные шарики, стеклянная ба­ночка, целлофановый мешок, аквариум; земля, камни; губка, картонка, мыльный раствор, шприцы; макет заводских труб, ватман с нарисованными трубами, свеча, блюдце, вата, пульверизатор; ватман голу­бого и белого цвета, влажные салфетки.

Ход экспериментальной и исследовательской деятельности

Воспитатель. Где мы с вами нахо­димся? (В лаборатории.) Что мы здесь обычно делаем? (Проводим опыты.) Для чего мы их проводим? (Чтобы сделать открытие, узнать что-то новое) По­слушайте стихотворение.

Он — прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Как вы думаете: что это за невидимка? (Ответы)

Сегодня мы продолжим опыты с возду­хом. Мы уже многое знаем о нем. Давайте вместе вспомним, что именно. Возьмите все необходимое, чтобы продемонстри­ровать какое-либо свойство воздуха или способ его обнаружения. (Дети отбира­ют необходимые предметы, проводят опыты, комментируют их)

 Вы хотели бы поиграть с воздухом? (Ответы.) Как вы думаете, нам понадобятся мыльный раствор и трубочки? Бе­рите их и начинайте пускать пузыри. Какие они? У кого самый большой пу­зырь? Самый маленький? Попробуйте поймать пузыри руками. Что с ними в этот момент происходит?

А я знаю один секрет, который позво­ляет подержать в руках мыльный пу­зырь, даже поиграть с ним. Наденьте ру­кавицы. Сейчас я каждому из вас подарю радужный пузырь. Как вы думаете, что находится внутри него? (Воздух.) Пра­вильно! А почему вы так думаете? (От­веты.) Кто же нам помог поиграть с мыльными пузырями? (Воздух)

Как вы думаете, воздух может помочь нам рисовать? Проверим? Набираем в шприц мыльный раствор. Что вы видите внутри шприца? (Пузырьки) А теперь небольшими порциями «выпускаем пу­зыри на свободу». Что получилось? (Ри­сунок) На что он похож? (Ответы.) (Прикладывает к рисунку нарисован­ные трубы.) А сейчас на что похож наш рисунок? (На дым, который идет из трубы) Что при этом происходит с воз­духом? (Он загрязняется.) Где оседает вся эта грязь? (Ответы.)

Черный дым идет из труб, когда то­пятся печи; когда в печке горит огонь, появляются копоть, сажа. Хотите посмо­треть, как это происходит? (Поджигает свечу, над пламенем держит блюдце, за­тем показывает образовавшуюся на нем копоть. Предлагает потрогать блюдце пальцем) Какой стал палец? Та­кая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в наши легкие.

Посмотрите на эти трубы. (Показыва­ет макет) Это трубы шахт в Воркуте, а также двух ТЭЦ, которые обогревают на­ши дома и снабжают их горячей водой. Сейчас из этих труб повалит грязный дым. Надо спасать воздух от загрязнения! Что вы предлагаете? (Ответы.) Молод­цы! Действительно, надо поставить фильтры. Я была уверена, что вы найдете правильное решение, и поэтому заранее приготовила  фильтры. Вспомните, когда идет дождь, что происходит с грязью, пылью? (Дождь их смывает.) И мы сей­час смочим фильтры и опустим их в тру­бы. Мы «отмоем» нашу любимую Воркуту от грязного воздуха. Давайте нарисуем очищенный дым. (Дети рисуют шпри­цами на ватмане мыльной прозрачной и мыльной белой пеной) Помните, как мы на улице наблюдали за проезжающим транспортом? Что выходит из выхлоп­ных труб? (Ответы.) Происходит это оттого, что при сгорании бензина обра­зуется серый или черный дым. Я буду рада, если вы дома поделитесь знаниями с родителями. Следующее за­нятие будет еще интереснее: мы будем обследовать камни.

 Тема: «Магнит и его свойства»

Цель. Помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения; учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя  выраженные качества и свойства; развивать способность детей к простейшему сенсорному анализу.

Оборудование и материалы: набор магнитов разной величины и силы; разнообразные мелкие предметы; куклы для фланелеграфа; горох и металлические гаечки; озеро с рыбками и металлическими предметами; удочки с магнитами на каждого ребенка; листы с нарисованным магнитом и другими предметами.

Ход деятельности:

Дети сидят вокруг стола. Появляется Карлсон.

Карлсон (тихо): Ой-ой-ой, что же делается? Ой-ой-ой!

Воспитатель: Что с тобой Карлсон? Что ты там приговариваешь?

Карлсон (шепотом): Тише, тише, не шумите. Я боюсь. Ой-ой-ой!

Воспитатель: Что случилось?

Карлсон: Ко мне какая–то железяка  прицепилась. Живая! Я ее отцепляю, а она опять прицепляется. Из-за нее у меня моторчик не работает. Я ее боюсь.

Воспитатель: Покажи-ка нам эту железяку!

Карлсон: Не покажу, вы ее тоже испугаетесь.

Воспитатель: Мы, Карлсон, ничего не боимся, мы храбрые. О, это не простая железяка. Что это, ребята? Дай-ка я помогу тебе от него избавиться. (Снимаю магнит с пропеллера  Карлсона.)

Карлсон: Ура, летаю! Ж-ж-ж! А вы не боитесь, этого гимнита?

Воспитатель: Дети, подскажите Карлсону, как правильно называется его враг.

Дети: Магнит.

Воспитатель: Магнит совсем не страшный. Просто он притягивает, примагничивает (Трудное слово! Повторим его еще раз все вместе: «Примагничивает») разные металлические предметы. А моторчик у Карлсона сделан из железа. Вот он и прилип к магниту. Давайте поиграем с магнитом.

Опыт 1

 Раздаю детям магниты, выставляю на стол тарелочки с разными предметами. Дети проверяют воздействие магнита на предметы (пластмасс, резина, дерево, металл, бумага, ткань.)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

— А что не притягивает магнит? (дерево, бумагу, пластилин, ткань, резину).

Опыт 2

Давайте посмотрим, действует ли магнит на металлические предметы, если их что – то отделяет: бумага, вода.

( достать скрепку из стакана с водой)

Вывод: Магнит действует через воду, бумагу, стекло.

Воспитатель: Ну кА, Карлсон, ты больше не боишься магнита?

Карлсон: Ну, конечно, не боюсь. Магнит – это очень интересно. Он к себе что- то притягивает. Мой моторчик и…и…Забыл, что еще.

Воспитатель: Ребята, что еще притягивает магнит?

Карлсон: Спасибо, ребята, что познакомили меня с магнитом. Полечу к Малышу и все ему расскажу.

Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам сказку.

«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Машенька. Мачеха её не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван-царевич и говорит: «Приходите ко мне во дворец на бал»! Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Машенька тихонечко говорит: « Я тоже хочу на бал». «Куда? – закричала злая мачеха. – Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь». «Да я уже все сделала», – возразила девочка. «Ах так! Так вот тебе еще одно дело!» Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе. «Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь!» Сказала, села в карету и укатила на бал. Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!

Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом?

Дети предлагают   воспользоваться магнитом: он притянет все железные гаечки, а горох останется. Показывают, как это сделать.

Воспитатель: Ай да молодцы! Помогли бедной падчерице с трудной работой справиться! Машенька  радуется и себе не верит: «Неужели я тоже смогу пойти на бал!»

Давайте и мы потанцуем, будто на бал попали.

П.И. Чайковский « Вальс цветов».

Воспитатель: Поплясали, повеселились – пора возвращаться. Идем по дороге, глядь  – озеро. А в озере рыбки плавают. Красота! Или что-то здесь не так? (в озере кроме рыбок много металлических предметов).

Воспитатель: А как мы можем помочь рыбкам?

Дети: Выловить весь мусор.  Проводится игра « Очистить озеро от мусора».

Воспитатель: Молодцы!  А как наши удочки смогли выловить все металлические предметы?

Дети: На конце удочки были магниты.

Воспитатель: Я вам раздаю листочки, на которых изображен магнит и много других предметов. Возьмите карандашики и проведите дорожки от магнита к тем предметам, которые он примагнитит.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Что вы сегодня  узнали?

Индивидуальные вопросы: «Что ты запомнил?», «Кому вы сегодня помогли?» «Что понравилось?», «Что было трудно?»